«Кризис 7 лет»
Ребенок прощается с детским
садом, и вот он на пороге еще одной ступеньки детства, впереди новая, школьная
жизнь. Там он уже не будет « малышом», потому что становится взрослым! Однако,
чтобы успешно подняться по этой лестнице взросления, ребенок должен многое
уметь и, прежде всего, быть готовым к тому, чтобы учиться в школе. В психологии
есть термин «школьная зрелость», т.е. ребенок должен «созреть», чтобы успешно
преодолеть кризис семи лет, выдержать нагрузки школы, ее мир требований,
отношений со сверстниками и учителями, изменение отношений между ним и Вами.
Каковы предпосылки успешной адаптации к
школе?
1. Умственная, интеллектуальная готовность.
К 6-и годам ребенок должен иметь элементарные познания об окружающей
действительности, о пространстве, времени, живой и неживой природе. Он должен
уметь обобщать, классифицировать, выделять главное, второстепенное. У ребенка
появляется жажда знаний, игры и развлечения уходят на второй план, усиливается
любознательность (ребенок задает вопросы больше философские или касающиеся
определенных наук, чем житейские). Ребенок уже интересуется не только конечным
результатом проделанной работы, но и способами ее выполнения, умеет сам
оценивать свою работу. Также у него должны быть развиты произвольная память и
речь (если необходимо, обратитесь к логопеду).
2. Эмоционально-социальная (личностная) готовность. Чтобы успешно заниматься в
школе, ребенок должен быть готовым к роли ученика, который имеет свои права и
обязанности. Это умение владеть собой и подчинять свои желания необходимости
(произвольное поведение) - ребенок постепенно теряет свою трогательную
непосредственность. Большое значение имеет умение налаживать контакт со
сверстниками, умение уступать и защищаться, подчиняться общим правилам и
отстаивать свое мнение. У ребенка должна быть эмоциональная независимость,
которая развивается (или угнетается) с Вашей помощью. Готовым к школьному
обучению считается ребенок, которого школа привлекает не только внешней
стороной (тетради, учебники, красивый ранец), но и возможностью получить новые
знания, обрести друзей.
Признаки кризиса
Повышенная утомляемость,
раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, плохая успеваемость,
агрессивность или, наоборот, излишняя застенчивость, повышенная тревожность
(ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей,
заискивает перед воспитателями, учителями, старается им угодить, чрезмерно
вежлив), низкая самооценка. Возможные неблагоприятные последствия Нежелание
учиться, посещать школу; низкая успеваемость; проблемы в общении со
сверстниками; закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной
самооценкой; может развиться невроз, который необходимо лечить с помощью
психолога, психиатра.
Рекомендации:
• Будьте внимательны к ребенку, любите его,
но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения.
Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха –
доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче,
когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.
Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и
упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).
Поощряйте общение со сверстниками.
Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения;
есть специальные игры и упражнения).
Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже
воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).
Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с
положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними
справиться, проведите экскурсию по школе).
|