КТО ТАКИЕ «ГУЛЕНЬКИ»?
(Использование произведений художественной литературы
в развитии речи младшего дошкольника)
Дошкольники очень восприимчивы к
слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает»
непроизвольная память, т. е. они запоминают все буквально, даже не желая того.
Образная, богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у детей младшего
дошкольного возраста- явление крайне редкое. А между тем овладение речью в
возрасте 3-4 лет имеет ключевое значение: именно этот период наиболее
сенситивен к ее усвоению.
Дети осваивают родной язык,
подражая разговорной речи взрослых. В словаре В.Даля под речью понимается
«что-либо, выраженное словами, устно или на письме; предложенье, связные слова,
в коих есть известный смысл. К сожалению, в наше время родители часто забывают
об этом и пускают процесс развития речи малыша на самотек. Современный ребенок
мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером и у
телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей, а уж
систематические занятия по развитию речи- явление чрезвычайно редкое. Поэтому
закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители и воспитатели, ставя
задачу развития речи дошкольника с младшего возраста. Назовем наиболее
типичные.
· Состоящая лишь из простых, как правило,
нераспространенных предложений речь ( так называя «ситуативная речь»). Неумение
грамматически правильно построить распространенное предложение. Однословные
ответы на вопросы ( да, нет, хорошо, плохо).
· Лексически бедная речь, недостаточный
словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета.
· Использование в речи сленговых слов,
рекламных клише (результат просмотра телепередач, рекламных роликов),
нелитературных слов и выражений.
· Неспособность грамотно сформулировать вопрос.
· Неспособность построить монолог, например
сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ короткого
текста своими словами.
· Отсутствие логического обоснования своих
утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку
зрения, обосновать просьбу, выразить протест.
· Отсутствие навыков культуры речи: неумение
использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д..
· Плохая дикция.
Многих трудностей можно
избежать, если систематически заниматься речевым развитием младших
дошкольников. Особое место в этом процессе отводится использованию
художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов,
пословиц и поговорок и т.д.
Известно, что художественная литература- это и волшебный мир, в который с
удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и
необходимое условие нормального речевого развития. Поэтому, пользуя
определенные формы работы с художественной литературой, родитель становится
активным участником процесса речевого развития младшего дошкольника. В качестве
материала для развития речи дошкольников предлагаются произведения малых жанров
(колыбельные песни, потешки, поговорки, скороговорки, считалочки, загадки). Это
обусловлено возрастными особенностями младших дошкольников, прежде всего
свойствами их памяти, а также способностью концентрировать внимание лишь
короткий период времени.
1. Чтение (или пение) колыбельных
песен и потешек- читайте малышу, начиная с раннего возраста, потешки,
колыбельные, прибаутки; при этом следите за четкостью произношения, интонацией,
эмоциональностью. Колыбельные песни и потешки- бесценный материал, который
позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм,
проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек.
Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать
однокоренные слова (например: котя, котенька, коток; коза, козонька и т. д.),
позволяют запоминать слова и формы слов и словосочитаний. Положительная
эмоциональная окраска колыбельных и потешек делает освоение речи более
успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают
фонематический слух.
2. Знакомство с пословицами и
поговорками и их активное использование в ежедневной речи- произнесение
поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на
первый взгляд все в порядке. У младших дошкольников еще недостаточно
координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают
слова, слова, торопятся, проглатывают окончания, другие, наоборот, говорят
медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается
на специальных занятиях: никто от природы не обладает идеальным произношением.
3. Знакомство со считалками и их
активное использование при формировании грамотной образной речи- считалка
является малым жанром детского фольклора. Кроме фольклорных считалочек
существуют литературные, созданные конкретным писателем
(С. Михалков «Котята».
Э. Успенский «Тигр вышел погулять»
Л. Фадеева «Научилась я считать»
Д.Харме «Веселые чихи»
Е.Благинина «Раз- два- синева!..»
и др.)
Особые способы рифмовки, а также
частое использование в повседневной игровой деятельности делают считалки
незаменимыми для развития речи.
Если в художественном тексте встречается незнакомое слово, необходимо объяснить
его значение. Особое внимание уделяется знакомству с эпитетами, сравнениями,
метафорами и другими художественно-выразительными средствами языка. Отвечая на
вопросы взрослого, описывая предложенные картинки и собственные рисунки,
участвуя в собственной игровой деятельности, ребенок использует средства, с
которыми его познакомил взрослый.
|