"Погляди с обрыва, как вокруг красиво!"
Сближение
ребёнка и природы происходит тогда, когда он начинает видеть её красоту,
накапливать впечатления от встреч с великолепием природы. Это не позволит ему
стать бездумным, безответственным потребителем природной среды, а наоборот,
воспитает желание защищать и оберегать её, радоваться её красоте.
Через способность видеть прекрасное в природе происходит становление
эстетического отношения дошкольника к миру.
В процессе педагогического взаимодействия у ребёнка формируется чувство
прекрасного, появляется желание поделиться своими впечатлениями, обменятся
мнениями. Только через общение с ребёнком возможно воспитание эстетического
отношения к природе. Такое общение становится принципиально важным, прежде всего
для детей, которые постоянно живут в городской среде, в отрыве от природы.
Анализ современных психолого - педагогических исследований позволил
сформулировать несколько правил педагогического взаимодействия взрослых с
детьми, в результате которого будет развиваться эстетическое отношение к
природе.
Педагогическое взаимодействие представляет собой специально организованный
процесс, главной целью которого является обоюдное развитие взаимодействующих
сторон, а также их взаимоотношений.
Такое взаимодействие возможно, если взрослый и ребёнок - его равноправные
участники. Это означает, что за ребёнком остаётся право проявлять активность и
самостоятельность, свободно выражать свои интересы, осуществлять выбор
содержания и вида деятельности, способы решения любой образовательной задачи с
опорой на помощь взрослого.
Во взаимодействии взрослый занимает позицию социального оптимиста. От ребёнка
он ожидает положительного результата. Он уверен в его способностях и
возможностях, верит в него, любит, принимает и уважает ребёнка таким, каков он
есть.
Взаимодействие предполагает, что взрослый доверяет ребёнку действовать
самостоятельно и именно этим поддерживает внутренние движущие силы его
развития.
Подобные взаимодействия предъявляет высокие требования к взрослому. Он должен
осознавать взаимодействия как процесс взаимного действия, развивающей не только
ребёнка, но и взрослого.
Взрослый в условиях педагогического взаимодействия - пример для ребёнка.
Эмоциональная реакция взрослого во взаимодействии всегда должна быть опережающей
- это своего рода сигнал, привлекающий внимание детей и приглашающий их к
диалогу. Например, "Какие красивые цветы!".
Взаимодействуя с детьми, взрослый должен создавать ситуации, побуждающие их к
активным действиям с объектами природы или в природе.
Взаимодействие по поводу природы требует творческого подхода. Основное правило
- совместный поиск необычного в обычном, повседневном, привычном.
Погружение ребёнка в природу, её красоту должно быть постоянным, как и
взаимодействие взрослого с детьми по этому поводу.
Примерами ситуаций, связанных с переживанием ребёнком - чувства прекрасного
могут быть следующие: зацвело декоративное растение, после дождя вышла радуга,
за окном снегопад, небо необычного цвета, необычная освещение листвы, травы;
фотографии с изображением красивого пейзажа, букетов цветов, осенних листьев,
красивые веточки.
Задачи - привлечь к ним внимание ребёнка создать условия для обмена
впечатлениями и эмоциями по поводу увиденного.
|